РАБОТЫ ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ АЭРОДРОМОВ
ИЦ «Геодинамика» выполняет весь спектр геодезических работ для сертификации аэродромов в соответствии с требованиями МОС НГЭА и авиационными правилами.
В состав работ для сертификации аэродромов, вертодромов и вертолётных площадок входят:
Базовый этап, с которого берёт отсчёт любая геодезическая или строительная работа, это создание сети опорных пунктов (как правило, не менее четырёх пунктов). На этом этапе проводится рекогносцировка и закладка пунктов опорной геодезической сети аэродрома и определение их координат в системе ПЗ-90.02 (WGS-84) с точной привязкой к пунктам мировой геодезической сети IGS. Опорные пункты выбираются с учётом рельефа, схем движения воздушных судов, наземного транспорта.
В дальнейшем с использованием спутниковой аппаратуры осуществляется определение аэронавигационных данных аэродрома в системе координат ПЗ-90.02 (WGS-84), а именно координат контрольной точки аэродрома (КТА), порогов взлётно-посадочной полосы (ВПП), оси ВПП и наивысших точек зон приземления, мест стоянок воздушных судов, рулёжных дорожек (РД). Затем определяются координаты навигационных и радиосредств, в числе которых дальний приводной радиомаркерный маяк (ДПРМ), ближний приводной радиомаркерный маяк (БПРМ), курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ), азимутальный радиопеленгатор (АРП), всенаправленный (азимутальный) УКВ-радиомаяк (VOR), дальномерно-измерительное устройство (DME), обзорные радиолокаторы, отдельная приводная радиостанция (ОПРС).
Выявление и определение препятствий на приаэродромной территории выполняется с учётом их удаления от ВПП и распределения по зонам, установленным регламентирующими документами (препятствия в зонах взлёта и захода на посадку, полётов по кругу, непосредственно на аэродроме). Для каждой зоны заданы индивидуальные точностные требования к съёмке препятствий и конфигурация поверхности ограничения. На основе результатов съёмки для каждого объекта производится расчёт превышения поверхности ограничения.
Профиль ВПП, включая свободные зоны, строится по заданному интервалу превышений. Поправки на местную высоту геоида позволяют выполнять переход из системы геодезических высот, определённых с помощью GPS-аппаратуры, в Балтийскую систему высот 1977 года.
Составная часть мероприятий по сертификации аэродрома — исследование ровности искусственной взлётно-посадочной полосы (ИВПП), по результатам которого составляется экспертное заключение о годности лётного поля к обслуживанию воздушных судов (ВС). Для определения геометрических характеристик ИВПП необходимо получить детальный профиль её поверхности. Обычно строится профиль оси ИВПП и два параллельных профиля, отстоящих на заданном расстоянии (3,5 — 7 м) по обе стороны от оси с шагом 0,5 м. При этом требуемая точность взаимного положения точек по высоте не грубее 20 мм. Измерения проводятся с использованием двух и более геодезических двухчастотных GPS-приёмников. Построение профилей оси ИВПП и параллельных створов производится в системе высот аэродрома. Результат в виде графиков ровности и каталога пикетов представляется заказчику в бумажном и электронном виде.
Определение истинного азимута, магнитного склонения (МС) и магнитного азимута ВПП по каждому курсу выполняется инструментально с привлечением доступной информации о региональных характеристиках магнитного поля.
Параллельно с перечисленными выше работами осуществляется сбор данных, необходимых для расчёта схем взлётов и заходов на посадку, а также формирование единой электронной базы по геоданным и препятствиям на приаэродромной территории.
В итоговом каталоге координаты объектов представлены в системе ПЗ-90.02 (WGS-84) или в полярной системе с центром в КТА и в условной системе порогов ВПП. Высоты даются в Балтийской (нормальной) системе высот 1977 года, а также в ортометрической (EGM-96) и в геодезической (WGS-84) системах. Схема расположения препятствий доступна заказчику в различных масштабах в виде «твёрдой» бумажной копии и в электронном DXF-формате.