Геодезическое обеспечение воздушных трасс


Геодезическая съёмка навигационных средств на воздушных трассах

Геодезические работы на воздушных трассах проводятся на основании распоряжений Минтранса России № НА-67-р от 26.02.2001, № НА-165-р от 20.05.2002 и № КР-14-р от 04.04.2003.

Целью работ является определение геодезических параметров в общеземных системе координат ПЗ-90.02 (WGS-84) навигационных средств на воздушных трассах.

МВРЛ «Крона», Геленджик

ТРЛК-10, Усть-Донецк

Вычисление широты и долготы АНО на воздушных трассах выполняется методом абсолютных определений координат с привязкой к пунктам Государственной геодезической сети (ГГС) Российской Федерации. Измерения проводятся с использованием двух GPS-станций.

Выполнение GPS-измерений на навигационном средстве VOR/ DME, аэропорт «Махачкала»

Магнитное склонение АНО на воздушных трассах рассчитывается как разность между истинным азимутом, полученным на базисе с помощью двух GPS-приёмников, и магнитным азимутом на том же базисе, полученным с помощью теодолита и теодолитной буссоли.

Обработка GPS-измерений выполняется программным образом (например, с помощью ПО SKI). По результатам измерений составляется технический отчёт, в котором представлены координаты:

  • радиотехнических средств в аэропортах;
  • радиолокационных позиций (ТРЛК);
  • отдельных приводных радиостанций (ОПРС) на воздушных трассах;
  • всенаправленных азимутально-дальномерных маяков (VOR/DME).

Полученные характеристики соответствуют следующим точностным требованиям:

  • широта, долгота — 10 м;
  • высота — 3 м;
  • магнитное склонение — 1°.

Результаты геодезической съёмки навигационных средств на воздушных трассах могут быть использованы для обновления Сборника аэронавигационной информации (AIP) Российской Федерации.

Регламентирующие документы

  1. О выполнении требований к геодезической съёмке аэронавигационных ориентиров гражданских аэродромов и воздушных трасс. Распоряжение Минтранса России № НА-67-р. от 26.02.2001 г. — М.: Минтранс РФ, 2001.
  2. О выполнении работ по геодезической съёмке аэронавигационных ориентиров гражданских аэродромов и воздушных трасс России. Распоряжение Минтранса России № НА-165-р от 20.05.2002 г. — М.: Минтранс РФ, 2002.
  3. О внесении изменений в распоряжение Минтранса России от 26 февраля 2001 г. № НА-67-р «О выполнении требований к геодезической съёмке аэронавигационных ориентиров гражданских аэродромов и воздушных трасс». Распоряжение Минтранса России № КР-14-р. от 04.04.2003 г. — М.: Минтранс РФ, 2003.
  4. Поправка № 6 к методикам оценки соответствия нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов, издание третье. — МАК, 1992.
  5. ИКАО. Приложение № 15, издание двенадцатое, июль 2004 г., Annex 15.
  6. ИКАО. Приложение № 14, издание четвёртое, июль 2004 г., Annex 14.
  7. ИКАО. Руководство по всемирной геодезической системе 1984 (WGS 84)» Doc 9674-AN/946.
  8. Авиационные правила, часть 139 «Сертификация аэродромов», — МАК, 1996.
  9. ГОСТ Р51794-2001. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек.
  10. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий.
  11. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе.


См. также

Проекты НИЦ «Геодинамика» по геодезической съёмке навигационных средств на воздушных трассах в системе координат WGS-84 (ПЗ-90.02)