Геодезическое обеспечение малой авиации

НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК с 1994 года выполняет работы по геодезическому обеспечению малой авиации. К настоящему времени реализованы проекты более чем на 100 вертолётных площадках России, в т. ч. на объектах Администрации Президента РФ, Правительства Москвы и МЧС России, в московских клинических больницах, институтах Бакулева, Склифосовского, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, на транспортных раз-вязках МКАД.

Геодезическое обеспечение малой авиации: состав работ

В состав работ по геодезическому обеспечению малой авиации входят:

1) проектирование и строительство вертодромов и посадочных площадок, в т. ч.:

  • исследование технической возможности и выбор места для размещения на территории заказчика посадочной площадки;
  • оформление акта (свидетельства) на отвод земельного участка под посадочную площадку, постановка участка на кадастровый учёт;
  • топографическая съёмка 1:500 — 1:10000, подготовка генерального плана территории;
  • геодезическое сопровождение строительства и реконструкции посадочной площадки;
  • проектирование и установка светосигнального оборудования (ССО);

2) разработка аэронавигационного паспорта (АНП) нового формата в системе координат ПЗ-90.02 для регистрации/перерегистрации аэродрома, вертодрома, посадочной площадки (в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 29 от 31.01.2011), в т. ч.:

  • геодезическая съёмка аэронавигационных объектов и препятствий (согласно Приказу Росавиации № 269 от 15.07.2010);
  • подготовка акта оценки препятствий;
  • разработка схем маневрирования воздушных судов;
  • регистрация АНП.

Топографо-геодезические работы на вертолётных площадках заключаются в определении планового положения и высот объектов с целью проверки соблюдения общих требований по ограничению препятствий. В процессе работ определяются координаты контрольной точки (КТ) в ПЗ-90.02 (WGS-84) и других системах координат, высота объектов в Балтийской системе, высота геоида/квазидеоида, плановое положение объектов, размеры и ориентировка вертолётной площадки, магнитное склонение (МС).

Измерения производятся с применением GPS-аппаратуры с погрешностью не более 10 мм + 1 ppm. Обработка результатов измерений выполняется с использованием программного обеспечения SKI фирмы Leica.

Результаты предоставляются заказчику в виде отчёта, каталога препятствий и графических схем в бумажном и электронном виде.

Геодезические измерения на вертолётной площадке

Ведение базы аэронавигационной информации с использованием ГИС-программ

Формирование реестра объектов авиационной инфраструктуры

Реестр объектов авиационной инфраструктуры — это централизованное хранилище данных (привязанных к цифровой картографической основе), реализованное на основе ГИС-программ и обеспечивающее учёт и систематизацию информации по объектам воздушно-транспортной системы города, района, региона, предприятия и т. п.

Формирование реестра начинается с определения посредством полевых измерений и изучения картографических материалов планового положения и высот объектов на заданной территории. В ходе обследования каждого объекта устанавливается его местонахождение, организация-собственник или балансодержатель, абсолютная и истинная высота объекта, наличие маркировочных знаков и средств, географические координаты наивысшей точки объекта, а также удаление от ближайших вертолётных площадок или аэродромов. В соответствии с Федеральными авиационными правилами все объекты, высота которых превышает 50 метров, оборудуются маркировочными знаками.

Географические координаты наивысших точек объектов представлены в реестре в ПЗ-90.02 (WGS-84) и местных системах координат, абсолютные высоты зданий и сооружений — в Балтийской системе высот 1977 года и WGS-84. Точность определения высот соответствует Руководству по всемирной геодезической системе 1984 (WGS-84), издание второе 2004 года. Точность определения точечных объектов (антенны, трубы, вышки), а также протяжённых объектов (дома, промышленные сооружения) соответствует Приложению 15 к Конвенции о международной гражданской авиации Службы аэронавигационной информации, издание двенадцатое 2004 года. Маркировочные знаки и средства соответствуют Нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и Руководству по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94).

Ведение реестра объектов авиационной инфраструктуры (район Новокосино г. Москвы)

Регламентирующие документы

  1. Методика определения соответствия препятствий на приаэродромной территории. — М.: МГА, Воздушный транспорт, 1987.
  2. Поправка № 6 к методикам оценки соответствия нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов, издание третье. — МАК, 1992.
  3. Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92). — М., 1992.
  4. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ 94). — М.: Минтранс РФ, 1994.
  5. Руководство по всемирной геодезической системе 1984 (WGS-84), издание второе. — ИКАО, 2002.
  6. Поправка № 2 к Приложению 14 Конвенции о Международной гражданской авиации «Аэродромы. Международные стандарты и рекомендуемая практика», том II «Вертодромы». — ИКАО, 1997.
  7. Пособие по проектированию вертолётных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолётов. — М.: ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», 1984.
  8. Техническое руководство по применению спутниковых приёмников Leica Geosystems AG.
  9. ИКАО. Приложение № 15, издание двенадцатое, июль 2004 г., Annex 15.


См. также

Проекты НИЦ «Геодинамика» по геодезическому обеспечению малой авиации