Работы по сопровождению строительства и реконструкции аэродромов, вертодромов и вертолётных площадок, техническому надзору включают:
- топографические и кадастровые съёмки;
- съёмка подземных коммуникаций;
- сопровождение установки светосигнального оборудования (ССО);
- выноска осей ИВПП, РД, МРД, элементов радионавигационных систем и т. п.;
- сопровождение укладки бетона;
- подсчёт объёмов строительных материалов;
- разработка проектной документации по оснащению аэродромов, вертодромов и вертолётных площадок средствами радио- и светотехнического обеспечения полётов.
К работам по сопровождению установки светосигнального оборудования относятся:
- расчёт значений координат точек установки ССО в соответствии с разбивочным чертежом;
- выноска точек трубы под кабель питания ССО на пескоцементе;
- исполнительная съёмка местоположения трубы под кабель питания ССО;
- выноска в натуру точки установки ССО на бетонном покрытии;
- исполнительная съёмка мест установки ССО.
К геодезическим работам по сопровождению укладки бетона относятся:
- исполнительная съёмка пескоцемента;
- разбивка пикетажа и выноска оси;
- выставление струны для бетоноукладчика;
- разбивка температурных швов на бетонном покрытии;
- исполнительная съёмка бетонного покрытия.
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ГИС) ДЛЯ АЭРОПОРТОВ
Геоинформационная система (ГИС) — компьютеризированная программная система, основанная на базе геоинформационных данных и обеспечивающая сбор, накопление, хранение, анализ и распространение пространственной информации об объектах земной поверхности, природных и общественных процессах и явлениях реального мира.
В 2009 году ИКАО ввела поправки в Приложения 4 и 15, регламентирующие создание ГИС управления аэродромными комплексами. Требования к качеству геодезической и картографической информации отражены в соответствующих этапах Дорожной карты ИКАО.
По составу и содержанию решаемых задач геоинформационные системы можно разделить на ряд независимых ГИС:
- ГИС местности и ГИС препятствий — информационные системы (ИС), обеспечивающие актуализацию схем маневрирования воздушных судов вблизи аэродрома;
- ГИС аэронавигационных элементов — характеризуют маршруты воздушных судов;
- ГИС аэродромных комплексов — характеризуют работу аэродромных комплексов как крупных инженерных объектов, решающих сложные функциональные задачи; обслуживают процессы маневрирования воздушных судов в пределах лётного поля.
Увеличение коммерческих перевозок и пассажиропотока предъявило дополнительные требования к информационному обеспечению функционирования аэродромного комплекса. Одним из основных элементов информационного обеспечения аэродромного комплекса является геодезическая и картографическая информация, устанавливающая пространственное взаимоотношение информационных объектов.
Возможные направления использования ГИС:
- управление терминалами;
- управление собственностью;
- управление воздушным пространством;
- определение траектории полёта и уровня шумов;
- установление границ и пунктов пропуска;
- реконструкция аэродромного комплекса;
- планирование полётов;
- транспортное моделирование;
- коммерческие услуги и сервисное обслуживание;
- аренда помещение и площадей;
- обеспечение безопасности функционирования аэродромного комплекса;
- обслуживание транзитных зон;
- публикация информации в АИП.